четверг, 24 марта 2016 г.

Европа глазами поэтов

К Всемирному Дню поэзии 21 марта мы создали книжную выставку, посвященную странам ЕС. Она предлагала взглянуть на страны Европы глазами поэтов. Так, Николай Гумилев рассказал о Швеции:
Страна живительной прохлады
Лесов и гор гудящих, где
Всклокоченные водопады
Ревут, как будто быть беде.


Марина Цветаева о Чехии:

Полон и просторен
Край. Одно лишь горе:
Нет у чехов — моря.


Германии:
Нет ни волшебней, ни премудрей
Тебя, благоуханный край,
Где чешет золотые кудри
Над вечным Рейном — Лореляй.


Париже:  
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас,
Везде, везде всe пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.


Своими впечатлениями от европейских стран поделились Афанасий Фет, Иосиф Бродский, Сергей Есенин, Расул Гамзатов и другие. Рядом со стихотворениями размещали книгу, которая раскрывала исторические, географические, культурные. экономические особенности страны. Делюсь собранными материалами:
 ***
Вена. Австрии столица.
Я у ног императрицы,
Пусть масштабами не слиться,
Хоть немного постою.
Сходство в ней с Екатериной –
Та же самая картина,
Словно женщины в едином
Государственном строю.

И у нас в Одессе тоже
Монумент, весьма похожий
(Я об этом написала),
Был открыт не так давно...
Эти женщины у власти –
Я о них пишу со страстью,
Сколько б не было напастей,
Если б править им дано!

Но вернёмся к Вене "нашей",
В ней мы вместе с внучкой Дашей
Оказались ненадолго
(Даша водит, я за ней)...
Хороша столица Вена,
Расскажу вам непременно
(На подходе кадр отменный)
Впечатленья этих дней.


***



При слове Вена сердце вдохновенно
ликует, задыхаясь от любви.
При слове Вена - музыка Шопена,
И Моцарта, и Штрауса, и, и...
И бог весть что, но я не ощутила,
Ни трепета, ни радости, ни слез,
Когда впервые из авто ступила
На эту землю праздников и грез.

Ну, да, дворцы, ну, гул автомобильный,
Опрятных граждан безупречный быт...
Но ветер от Дуная дует сильно,
Неласково и душу холодит...

Как вдруг влюбленной пары страстный шепот,
Пронесшийся победно предо мной!
Как вдруг – коней гривастых резвый цокот
Навстречу по булыжной мостовой!

И сразу вальс, цветущих яблонь пена,
Шампанское, кофейный аромат,
И оперы сияющая сцена,
И на Соборной площади набат!
Федина Инесса
Сергей Есенин - Бельгия

Побеждена, но не рабыня,
Стоишь ты гордо без доспех,
Осквернена твоя святыня,
Зато душа чиста, как снег.
Кровавый пир в дыму пожара
Устроил грозный сатана,
И под мечом его удара
Разбита храбрая страна.
Но дух свободный, дух могучий
Великих сил не угасил,
Он, как орел, парит за тучей
Над цепью доблестных могил.
И жребий правды совершится:
Падет твой враг к твоим ногам
И будет с горестью молиться
Твоим разбитым алтарям.
Расул Гамзатов

 ***
Болгария, как в дом кавказца гость,
Войди в мой стих, не зная листопада.
Войди, как солнце входит в гроздь
Зреющего винограда.

Болгария, войди в мой стих, войди,
Как в сердце входит то, что сердцу мило.
Войди, как входят тёплые дожди
В распаханные земли мира.

Войди, Болгария, войди в мой стих,
Как входит пароход неторопливо
В полукольцо объятий голубых
Приветливого залива.

Войди, Болгария, войди в мой стих,
Как входит пламя в горские камины,
Как входят в кипень облаков седых
Заснеженные вершины.

Болгария, войди в мой стих, войди,
Он камню драгоценному оправа,
Располагайся у меня в груди,
Дружественная держава.

Ах, Болгария, Болгария
Леонид Зеленский

Кто-то грезит о Баварии,
И мечтает про Китай,
Ну, а я сейчас в Болгарии,
Не страна, а дивный рай.

Люди здесь простые, милые,
И по-русски говорят,
Озорные и шутливые,
Угостить всех норовят.

Вина - красные и белые,
Наливают от души,
Винограда грозди спелые,
Предлагают за гроши.

Рядом жарится баранина,
И готовится долма,
У болгарского крестьянина,
Вкусных блюд - ну, просто тьма.

Душу рвёт волынка древняя,
Отбивает ритм тапан,
Музыка звучит отменная,
Рад довольный меломан.

Танцы страстные, красивые,
Увлекают и манят,
Ритмы лёгкие, игривые,
Вдохновляют и бодрят.

Ноги сами в пляс пускаются,
И душа внутри поёт,
Сердце жизнью наполняется,
А вокруг любовь цветёт.

Ах, Болгария, Болгария,
Много солнца и тепла,
Забываешь про страдания,
Про проблемы и дела.

Будь всегда такой приветливой,
Доброй, милой, озорной,
Будь красивой и кокетливой,
И навеки молодой.

Не поеду я в Швейцарию,
И в Египет не хочу.
Улечу я вновь в Болгарию,
Наслажденье получу.

***
Венгрия – прекрасная страна!

Тут настоящее с былым в связи единой,
Где люди ценят предков за дела,
Где каждый - патриот страны любимой!

Здесь люди добрые с улыбкой на устах,
Подскажут время, путь тебе укажут,
И извиняясь, если не поймут,
С взглядом виноватым "Sorry" скажут.

А сколько замков, прежних королей,
С развалин поднимали и не раз,
Чтоб взрослые и дети их детей,
Смогли б историю учить как мы сейчас.

Гордятся венгры предками. Хвала
Потомкам доблестных князей.
И Будапешт – столица, стольный град,
Пусть красотой своей становиться сильней!

Кушнирева Светлана


***
Была неделя сбывшихся надежд,
Был жгучий чАрдаш ветреного мая
И бесшабашный город Будапешт,
На семь мостов пристегнутый к Дунаю...

У каждого свои пути и сны -
А я не помню радостней приметы,
Чем целоваться в зелени весны,
Трепещущей по Андрашши с рассвета.

БелвАрош сонно окна открывал,
Будил со стекол зайчиками Буду
И звонкий майский воздух просто звал
Вцепиться в день, как в лакомое блюдо!

На ВерешмАрти так играл скрипач!
Так утки в ВарошлИгете сновали!
Дразнил корицей утренний калач
И Геллерт плыл в пушистом покрывале...

Растаяло. Но есть еще токай
И паприки осталось с пару ложек;
Зима сильней виски лизнет - пускай:
Успешно завершен мадьярский прожиг.

И диск души на обе стороны
Благословили Матиаш да Иштван...
Тождественно значение весны
От наших трасс до самых дальних крыш там!

А в общем-то, куда б ни занесло,
И как бы это ни было недолго -
Где любишь и любим, всегда светло
И ярко до щенячьего восторга.

Но я с небес, меж облачных одежд,
Гляжу во тьму морозную и знаю:
На дне зимы - весенний Будапешт,
Расшитый фонарями по Дунаю...

Присяжнюк Константин


***



Прощай, сердцу милая Англия! Я знаю, уже никогда
Волною Ла-Манша не биться мне о твои берега.
И над колонной Нельсона голубем мне не летать
И тайну камней Стоунхенджа мне никогда не познать.

Ветром по Темзе не гнать к докам твои корабли
И в гости к лучшему сыщику на Бейкер-стрит не зайти.
Призраком Анны Болейн Тауэр мне не пугать,
И пенные шапки с "Гиннесса" в пабах твоих не сдувать.

Прощай, "Альбион туманный", бордо черепичных крыш...
Паром уже отплывает... Нас ждет Амстердам и Париж!
И где-то в далекой России, когда постучит в окна ночь,
В волшебный мир Льюиса Кэрролла я приведу свою дочь.

И на последней странице с щеки упадет слеза...
А была ли вообще моя сказка? А быть может – и не была?

Левочкина Алевтина
Афанасий Фет 
 Греция

Там, под оливами, близ шумного каскада,
Где сочная трава унизана росой,
Где радостно кричит веселая цикада
И роза южная гордится красотой,

Где храм оставленный подъял свой купол белый
И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, -
Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,
Рука невежества забвением клеймит.

Вотще... В полночь, как соловей восточный
Свистал, а я бродил незримый за стеной,
Я видел: грации сбирались в час урочный
В былой приют заросшею тропой.

Но в плясках ветреных богини не блистали
Молочной пеной форм при золотой луне;
Нет, - ставши в тесный круг, красавицы шептали...
«Эллада!» - слышалось мне часто в тишине.

Сергей Есенин 
Греция

Могучий Ахиллес громил твердыни Трои.
Блистательный Патрокл сраженный умирал.
А Гектор меч о траву вытирал
И сыпал на врага цветущие левкои.

Над прахом горестно слетались с плачем сои,
И лунный серп сеть туник прорывал.
Усталый Ахиллес на землю припадал,
Он нес убитого в родимые покои.

Ах, Греция! мечта души моей!
Ты сказка нежная, но я к тебе нежней,
Нежней, чем к Гектору, герою, Андромаха.

Возьми свой меч. Будь Сербии сестрою.
Напомни миру сгибнувшую Трою,
И для вандалов пусть чернеют меч и плаха.
***
Нет ни волшебней, ни премудрей
Тебя, благоуханный край,
Где чешет золотые кудри
Над вечным Рейном — Лореляй.
 
Марина Цветаева. "Германии". 1914

***
Германия! Германия!
Дисгармоничная гармония моя.
Стремясь к тебе, стремлюсь назад
К невозвратимой доброте моих утрат...
На свете много родин и чужбин,
И потому я в мире не один.
Германию ищу в хаосе дней
С Германией моей и не моей.
Германия, гармония, гармонь...
Малиновых мехов шальной огонь.
Мне бы ещё немного поиграть
В Германию, в Россию, в Благодать...

Иванов Валерий

 
***

О, сказочная Дания, твоя я навсегда.
Плывем в Нюхавн на лодочке ласкает глаз вода.
О, сказочная Дания, кругом мои друзья.
Сердечные и теплые, открытые сердца.
С порога улыбаются - навеки с вами я.
Любуюсь в Копенгагене русалкой - красота!
Всё в парках по линеечке, и цветников гряда.
В загонах кони просятся в зеленые луга.
Как вымытые улицы, дороги – зеркала.
По ним нестись приятно мне - дорожка вся моя.
На велике, на велике - какая красота!
А сбоку островерхие уютные дома.
О, сказочная Дания, прекрасная страна.
В каналах утки, лебеди и лодок череда.
В музеях, словно кукольных, хранится старина.
Керамика и дерево – культурная страна.
Наш гид, почти как Андерсен, сбылась моя мечта.
В стране прекрасной Дании живут мои друзья!

Тамара Малюнкина Ханжина







*       *      *
Италия, ты сердцу солгала!
Как долго я в душе тебя лелеял, -
Но не такой душа тебя нашла,
И не родным мне воздух твой повеял.

В твоих степях любимый образ мой
Не мог, опять воскреснувши, не вырость;
Сын севера, люблю я шум лесной
И зелени растительную сырость.

Твоих сынов паденье и позор
И нищету увидя, содрогаюсь;
Но иногда, суровый приговор
Забыв, опять с тобою примиряюсь.

В углах садов и старческих руин
Нередко жар я чувствую мгновенный
И слушаю - и кажется, один
Я слышу гимн Сивиллы вдохновенной.

В подобный миг чужие небеса
Неведомой мне в душу веют силой,
И я люблю, увядшая краса,
Твой долгий взор, надменный и унылый.

И ящериц, мелькающих кругом,
И негу их на нестерпимом зное,
И страстного кумира под плющом
Раскидистым увечье вековое.

Афанасий Афанасьевич Фет

Ирландии посвящается...

На этот остров изумрудный
Людей богиня привела
И душу женскую, судьбу
И путь тернистый, трудный
Ирландия так обрела.
И сотни лет с тех пор она
Вела борьбу и воевала,
И снова людям жизнь давала,
И в Тир-На-Ног их забирала,
И вновь на подвиги звала.
И нам судьба свой шанс дала
У самой кромки океана
За сочной зеленью лугов
Вглядеться в даль ее веков,
Увидеть тень событий давних,
Услышать кельтских звон мечей,
Друидов магию речей,
И околдованы богиней,
Мы барды вечные отныне
О, Эйре, красоты твоей!

Дубкова Ольга




Испания  

Владимир Маяковский

Ты — я думал —
райский сад.
Ложь
подпивших бардов.
Нет —
живьем я вижу
склад
«ЛЕОПОЛЬДО ПАРДО».
Из прилипших к скалам сёл
опустясь с опаской,
чистокровнейший осёл
шпарит по-испански.
Всё плебейство выбив вон,
в шляпы влезла по нос.
Стал
простецкий
«телефон»
гордым
«телефонос».
Чернь волос
в цветах горит.
Щеки в шаль орамив,
сотня с лишним
сеньорит
машет веерами.
От медуз
воде синё.
Глуби —
вёрсты мера.
Из товарищей
«сеньор»
стал
и «кабальеро».
Кастаньеты гонят сонь.
Визги...
пенье...
страсти!
А на что мне это все?
Как собаке — здрасите!



КИПР
Тебя я вижу не во сне, а наяву,
Мой остров Кипр, моих мечтаний страстных.
В твоих кристально чистых водах я плыву.
Иду средь экзотических цветов и пальм прекрасных.

И будит меня утром ранним щебетанье птиц,
И обнимает ветер ласковый, как руки милой.
Здесь говор чужеземный, мельканье незнакомых лиц.
И не хватает лишь тебя любимой.

В глубокой древности не зря любви богиня Афродита
Тебя избрала для своих утех.
Мой остров Кипр ведь ты древнее Крита
И островов других ты красивее всех.

И каждый день в морскую даль смотрю я,
Где моря гладь сливается с небесной синевой
И сам себе тихонько говорю я –
О как не хочется мне расставаться Кипр с тобой.

Я образ твой прекрасный не забуду,
Где б ни был я в любом краю земли.
Мой остров Кипр тебя я помнить буду
В какой бы не был от тебя дали.

В.И. Коцубинский

Люксембург

Юрий Безус
 
Замок невеликий изначально,
Город ныне, герцогства столица.
Чтоб её увидеть, специально
Разный люд давно сюда стремится.
Город, оседлавший кряж скалистый,
Тянущий высокие пролёты
Каменных мостов, католик истый,
Город, где осели полиглоты.
Он за чашкой утреннего чая
Четырёхязычную газету
Каждый день привычно изучает,
Провожая прожитое в Лету.
Город по-немецки, по-английски,
По-французски говорить научен.
Не забыт язык исконно близкий -
Люксембургский, коим быт озвучен.
Сохранил во многом облик новый
След усилий прежних поколений -
Площади, собор средневековый,
Амбразуры грозных укреплений.
Три часа мне выпало на встречу:
Заглянул к нему из наших далей.
Гром гремел тогда, я здесь замечу,
Отзвуком забывшихся баталий.
Дождь омыл фасады и брусчатку,
Всадника на видном постаменте.
Радуга слепила глаз сетчатку,
Как и ртуть - на узкой речке-ленте.
Я запомню неба Божью милость,
Мощность цитадели вне идиллий,
Всех её мостов неповторимость,
Стен глухих, и башенок, и шпилей.
Поиссякнув, тучи над домами
Уплывали дымом лихолетий,
Улицы, цветущие зонтами,
Вновь закрыли венчики соцветий.
Расплескалось солнце в час разлуки
По ручьям, подобное форелям.
Мокрые в лесу сверкали буки
И вела дорога до Брюсселя. 
 ***


 

Бывал я в разных городах
И видел Латвии размах -
Уж если город, то с рекой,
Коль море, то с большой волной!
Люблю леса, где сосны вольно
Растут высоко и довольно!
Старинных замков очертания
Рождают мысль о мироздании!
Холмы, пригорки и овраги
Покрыты сочною травой,
Я вижу Латвию такой!
 Альфред Генкин
Марина Саввиных
 
ЛАЗЕНКИ

Ясновельможная пани Варшава,
Кто мне сказал, что имела я право
В искрах и звездах рождественской ночи
Взглядом искать Ваши нежные очи?
Что Вам толчки моей суетной крови,
И многогрешного сердца биенье?
Кто рассказал мне о Вашей любови,
Беспрекословной, как Ваше терпенье?
Или Шопен в бессловесную муку
Брал меня с детства, как в каменный пламень?
Как мне легко целовать ему руку –
Ласковый камень!. .

Иосиф Бродский

*** 
Коньяк в графине - цвета янтаря,
что, в общем, для Литвы симптоматично.
Коньяк вас превращает в бунтаря.
Что не практично. Да, но романтично.
Он сильно обрубает якоря
всему, что неподвижно и статично.
Конец сезона. Столики вверх дном.
Ликуют белки, шишками насытясь.
Храпит в буфете русский агроном,
как свыкшийся с распутицею витязь.
Фонтан журчит, и где-то за окном
милуются Юрате и Каститис.
Пустые пляжи чайками живут.
На солнце сохнут пёстрые кабины.
За дюнами транзисторы ревут
и кашляют курляндские камины.
Каштаны в лужах сморщенных плывут
почти как гальванические мины…
…Ни русских, ни евреев. Через весь
огромный пляж двухлетний археолог,
ушедший в свою собственную спесь,
бредёт, зажав фаянсовый осколок.
И если сердце разорвётся здесь,
то по-литовски писанный некролог
не превзойдет наклейки с коробка,
где брякают оставшиеся спички.
И солнце, наподобье колобка,
зайдёт, на удивление синичке
на миг за кучевые облака
для траура, а может, по привычке.
Лишь море будет рокотать, скорбя
безлично - как бывает у артистов.
Паланга будет, кашляя, сопя,
прислушиваться к ветру, что неистов,
и молча пропускать через себя
республиканских велосипедистов.

 


 

 Португалия

Эдуард Семыкин

Португалия, Португалия,
Мне бы ближе узнать тебя.
Край родной сейчас покидаю я,
Чтоб увидеть твои края!
Португалия, Португалия
Далека и невелика,
Но из песен фадо понимаю я,
Как прекрасна твоя сторона.
Португалия, Португалия
Под тобою кипит океан
И ты даришь ему, Португалия,
Покорителей дальних стран.
И бушует пучина водная,
Чтобы дрогнул земной капитан,
Чтоб никто не ходил теми тропами
Где когда-то прошёл Магеллан.
Португалия, Португалия,
Страна сказочных городов,
Страна-порт, так тебя называю я,
Страна-крепость, страна-любовь!
Влюблена в океан Португалия,
Но поставила крепость из скал,
Чтобы тот, кто хоть раз покидал её
Путь обратно легко отыскал.
Страна замков, страна мозаики
Не тебя ль создавали Боги?
Тротуаров цветные камешки,
Это их на земле дороги.
Ты позволь и мне, Португалия,
Хоть немного узнать тебя.
Край родной сейчас покидаю я,
Чтоб увидеть твои края! 




Цветаева Марина
В Париже

Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.

Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас,
Везде, везде всe пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.

Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.

Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейхштадтский
И Сара -- все придут во сне!

В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.



Вадим Гарднер

Финский сонет
Люблю я шум прохладного прилива,
И пену волн и ветра дикий вой;
Громады туч несутся горделиво,
Волна бежит и в камень бьет крутой.
Поклон дерев люблю, песок зыбливый,
И острый след, оставленный волной,
И грома треск, блеск молньи торопливый,
Поток дождя с его густою мглой —
И корни ольх, поднятые водою,
И качку лайб то носом, то кормою,
Люблю твой гул, живительный прибой!
Ты мне мила, суровая природа
Финляндии, страны моей родной —
Сосна, гранит, на море непогода.
Николай Гумилев

Швеция
Страна живительной прохлады
Лесов и гор гудящих, где
Всклокоченные водопады
Ревут, как будто быть беде.

Для нас священная навеки
Страна, ты помнишь ли, скажи,
Тот день, как из Варягов в Греки
Пошли суровые мужи?

Ответь, ужели так и надо,
Чтоб был, свидетель злых обид,
У золотых ворот Царьграда
Забыт Олегов медный щит?

Чтобы в томительные бреды
Опять поникла, как вчера,
Для славы, силы и победы
Тобой подъятая сестра?

И неужель твой ветер свежий
Вотще нам в уши сладко выл,
К Руси славянской, печенежьей
Вотще твой Рюрик приходил?
Марина Цветаева

Стихи к Чехии
Полон и просторен
Край. Одно лишь горе:
Нет у чехов — моря.
Стало чехам — море
Слёз: не надо соли!
Запаслись на годы!
Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы.
Не бездельной, птичьей —
Божьей, человечьей.
Двадцать лет величья,
Двадцать лет наречий
Всех — на мирном поле
Одного народа.
Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы —
Всем. Огня и дома —
Всем. Игры́, науки —
Всем. Труда — любому —
Лишь бы были руки.
На́ поле и в школе —
Глянь — какие всходы!
Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы.
Подтвердите ж, гости
Чешские, все вместе:
Сеялось — всей горстью,
Строилось — всей честью…




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий